другие статьи

История трехтонных автомобилей

Отечественная трехтонка, применявшаяся для грузоперевозок, каким ее помнит народ, это газон. Раньше данная модель имела наименование газ 5302. Газон был оснащен бензиновым двигателем, имел несинхронизированную коробку передач, так что приходилось делать двойной жим педалью сцепления, чтобы переключиться. Грузоподъемность его не более 4 тонн, кабина для двух человек с минимальной комфортностью, и крайне неважными углами обзора. Модель была достаточно устаревшей, и требовала замены.

На автозаводе ЗиЛ в 1990 году была предложена новая модель – 3301, в простонародье Бычок, но при внесении в реестровые каталоги по ошибке цифра 3 заменили на 5, отнесся данную модель к классу тяжелых грузовиков, да так и оставили. С тех пор она именуется ЗиЛ 5301 бычок.

Кабина была позаимствована от автомобиля Мерседес трехместный вариант. Первоначально двигатель был бензиновый, но уже при выпуске первых моделей был заменен дизельным четырехцилиндровым. Коробка передач пятиступенчатая, синхронизированная, от ЗиЛ 130. ЗиЛ Бычок обладал малой высотой погрузочной рамы, всего 1 метр что являлось большим преимуществом для переездов и перевозок, при погрузочно-разгрузочных работах, но не у пандусов, рассчитанных на стандартные модели. К сожалению, двигатель был низкооборотистый, и обладал мощностью всего 100 лошадок, от трактора Беларусь, выпускался ММЗ (минским моторостроительным заводом). Поэтому автомобиль развивал скорость не более 80-90 км. в час.

Требовался новый более мощный двигатель. Но подкапотное пространство было ограниченно в размерах, только для четырехцилиндрового двигателя. Тогда на двигатель установили турбонаддув. К сожалению, конструктивные недостатки двигателя, низкое качество металла и его обработки, создали новую проблему. При резком увеличении оборотов коленвал просто ломало пополам, из-за разности осевых нагрузок приложенных в противофазе. Поршень в рабочей стадии еще не успевал пройти «мертвую» верхнюю точку (двигатель ведь низкооборотный), а рабочая смесь в камере уже полностью воспламенялась (работал турбонаддув) и сила давления толкала поршень в обратную сторону, создавался момент противовращения, и коленвал просто не выдерживал. Доработка двигателя добавила систему обратной связи, предотвращающую резкое увеличение оборотов.

Существует множество разновидностей модификации автомобиля Бычок применяемых для грузоперевозок различных грузов. Наиболее распространены следующие модели:

Бычок бортовой

В этой модели на шасси устанавливается бортовая платформа с металлическими бортами. Откидывающиеся металлические борта дают возможность погрузочно-разгрузочных работ со всех трех сторон, что очень удобно при погрузке длинномерных и крупногабаритных грузов. Более открытый верх позволяет производить погрузку краном крупногабаритных и тяжелых грузов. Но имеются некоторые серьезные недостатки, а именно груз подвергается воздействию погоды (дождь, снег).Данная модель нашла применение при перевозках нестандартных больших грузов .

Бычок тент

На шасси установлен борт с металлодеревянным каркасом, на который натягивается клеёнчатый тент. В данной модификации груз защищён от внешних неблагоприятных воздействий окружающей среды. Кроме того, не уменьшается грузоподъемность автомобиля, так как вес дополнительной конструкции в сборе составляет не более 100-150 кг. Бычок тент может перевезти до 4 тонн полезного груза.

Бычок фургон

Здесь на шасси устанавливается каркасная будка из металла, фанеры, или специального пластика. Сзади монтируются навесные двухстворчатые двери. Иногда сбоку дополнительно изготавливаются дверные секции, для возможности боковой загрузки.

В модификации Бычок фургон груз практически полностью защищён от неблагоприятных условий при грузоперевозке. Применяется данная модель для перевозки промышленных товаров, как мебельный фургон, а также при переездах.

Бычок изотерма и рефрижератор

Здесь будка дополнительно обшивается теплоизоляционным материалом изнутри. Также монтируется внутренний слой обшивки, Это называется изотермическим фургоном. При монтаже дополнительного охлаждающего оборудования получается рефрижератор. В данных моделях можно перевозить грузы, требующие специальных температурных условий.

В данных моделях, Бычок фургон и Бычок изотерма, снижается полезная грузоподъемность автомобиля до 3 тонн, так как вес самой будки, и особенно, изотермы может достигать 700-900 кг. Применяется эта модель, как и предыдущая, для перевозки промышленных товаров, переездов, или как мебельный фургон.

Бычок эвакуатор

Большая грузоподъемность бычка, до 4 тонн, позволяет модернизировать его под эвакуатор легкового транспорта. Для этого на шасси монтируется специальная платформа с лебедкой и устройствами фиксации колес перевозимого автомобиля.

Было разработаны множество модификаций автомобиля Бычок, с различным навесным оборудованием, предназначенным для выполнения разнообразных узкоспециализированных задач. Но они встречаются крайне редко из-за малого количества выпущенных автомобилей.

Основным недостатком производства Бычка 5301 было отсутствие массового четырехцилиндрового двигателя. Производства данной категории двигателей в массовом порядке просто не существовало, а количество поставляемых тракторных движков ММЗ было ограниченно. Ярцевский завод, где предполагалось запустить конвейер для изготовления четырехцилиндровых дизельных двигателей, так и не заработал.

Время было потеряно. Низкое качество сборки довершили процесс. И, ныне, Бычок практически не выпускается.

В настоящее время его место на рынке заняли схожие модели китайского и корейского производства.


© www.wiraj-perevozki.ru, 2011